Без правил! Введение в практическую грамотность

Курс обучения практической русской грамотности и подготовки к ЕГЭ учащихся старших классов построен исходя из внутренних резервов и законов языка, не известных нормативной грамматике. Грамматические правила при этом не используются. Традиционные для нормативной грамматики понятия «части речи» и «части слова» (морфемы) отсутствуют. Под запретом находятся многие привычные для русского языка «фетиши»: «словарное слово», «исключение», «раздельное» написание и так далее.

Начиная с 80-х годов я занимаюсь наблюдением, анализом, этиологией и природой ошибок и с полным основанием могу утверждать, что множество системных ошибок — тех, которые допускает подавляющее большинство населения — как самих учащихся, так и многих взрослых людей — обусловлены как раз-таки именно попытками применения правил традиционной орфографии и пунктуации.

Кроме того, наблюдая и систематизируя проблемы школьников с «русским языком» в течение 15 лет уже в рамках «Школы грамотности», я утверждаю, что практически все эти проблемы имеют одну природу — и связана она не только с ошибкой в схеме обучения (а стало быть и восприятия), но прежде всего с особенностями детской и подростковой нейрофизиологии и с недостаточной зрелостью речевых систем. Вот поэтому тем более — учить и применять по ходу письма грамматические правила просто бессмысленно.

В программе «БЕЗ ПРАВИЛ» запрещено: использовать традиционные правила русской грамматики; пользоваться орфографическим словарем с целью выучить слова или узнать, как их писать; вообще что-либо «учить» и «запоминать» — тоже запрещено (включая материал и какие-то тезисы (ППП — поведение при письме) курса «БЕЗ ПРАВИЛ»). Обучение начинается с нуля: будто бы учащийся никогда не учился в школе и ни разу не раскрыл учебник по русскому языку. Имеется в виду, что писать — водить ручкой по бумаге — он все-таки умеет (и даже знает буквы!).

Этот курс, кстати, не для младших и средних школьников, а для старших учащихся, во всяком случае для тех, кому не меньше 13 лет. Для учащихся младших классов в Школе грамотности предусмотрены специальные программы, позволяющие существенно улучшить качество письма на данном этапе, минимизировать количество ошибок, способствовать развитию слухо-речевой оперативной памяти и внимания. При достижении возраста 13–14 лет учащимся, занимавшимся в младших группах, настоятельно рекомендуется пройти программу «БЕЗ ПРАВИЛ» для старших учащихся, чтобы решить все проблемы с грамотностью, стоящие перед ними на данном этапе (включая успешную сдачу ЕГЭ).

В начале обучения перед учащимся надо предельно точно поставить и внятно артикулировать задачи, которые им предстоит решить:

  1. Научиться писать, делая как можно меньше ошибок;
  2. Те ошибки, которые остались, свести к нулю путем различных (и предельно простых) ухищрений, которые будут озвучены.

Первая задача решается так: вначале дается алгоритм (то есть точный порядок действий, последовательность). Это учить не надо — достаточно учесть. Все знают, что в математике сначала надо делать умножение и деление, а затем — сложение и вычитание — и ни в коем случае не наоборот, и, прошу заметить, эту ценную информацию никто специально не учил; как и то, что сначала надо решить то, что в фигурных скобках; потом то, что в квадратных, а потом — что в круглых. Дважды два — четыре, Волга впадает в Каспийское море, в часе — 60 минут, а в минуте — 60 секунд, и так далее!

То есть, алгоритм не надо усваивать, специально что-то делая для этого, так как он усваивается сам — без всяких усилий, потому что поражает своей простотой и очевидностью. Но этого недостаточно, чтобы раз и навсегда прекратить делать ошибки в позициях данного алгоритма! Знать и уметь — не одно и то же. А наша задача — как раз-таки не знать, а уметь, а поэтому надо еще научиться различать, выделять конкретную позицию среди других в процессе письма-то есть отработать внимание и контроль.

Для этого нужны специальные тренинги. Они направлены на укрепление и развитие слухо-речевой оперативной активности (памяти и внимания), зрительного и моторного (рукодвигательного) осмысленного контроля за текстом и подавление интерференции-то есть, чтобы в потоке множества позиций и смыслов не упустить и отслеживать ту, которая сейчас является главной. Здесь необходим счет. Задача строится так:

  1. Дается алгоритм;
  2. Читается текст;
  3. Из речевого потока на слух учащиеся (без письма!) отслеживают и считают позиции данного алгоритма (позиции озвучиваются и сверяются);
  4. Из потока текста отбираются только позиционные, их пишут и сразу — в момент письма — той же ручкой графически фиксируется наблюдаемая позиция: как именно — мы договариваемся заранее. Важно, чтобы этот моторный (рукодвигательный) контроль включался одномоментно с записью слова и был постоянным по ходу дальнейшего обучения и практики.

Главный бонус этой программы — это то, что мы стремимся к минимальному количеству позиций, постепенно их сокращая, доводя до предельно необходимого минимума, который, в итоге — тоже обнуляется и снимается с контроля, переводя его в зону «?», «позиция легко» — «трудности нет» — «варианты отсутствуют» — «ошибка исключена» — «рука пишет сама».

«Рука пишет сама»- автоматическое письмо, не контролируемое знаниями и навязанными установками, но жестко контролируемое алгоритмом. Автоматическим письмом (без применения правил) владеют (как им кажется) взрослые люди: взял ручку, стал писать, — никто о правилах не вспоминает в этот момент, мало кто их помнит, о проблемах никто не думает. Но взрослые при этом делают ошибки: у них нет опоры. У нас опора есть: мы довольно скоро осваиваем автоматическое письмо (4-й день обучения), но у нас — в отличие от всех — это происходит под жестким контролем алгоритма.

На 3-й день обучения характер письма резко меняется по ряду позиций, А все из-за минимального их количества. На консультации, которая всегда проводится перед обучением, будущий ученик пишет текст — без опоры, как умеет: у него на тот период — ноль позиций. В первый и второй день обучения он может учитывать (благодаря алгоритмам) и держать под контролем (благодаря тренингам) позиции, которые, в свою очередь, дают ему возможность правильно решать при письме: 1) как надо писать «трудные» «словарные» слова (русского происхождения) без словаря; 2) как надо правильно ставить знаки (запятые) в половине всех случаев (а также, где ни в коем случае знаки ставить нельзя).

На 3-й (иногда — на 4-й) день обучения я специально провожу работу, чтобы сами учащиеся (и родители) видели результат и поняли, что текст, написанный до обучения (70 слов) и текст, написанный на 3-й день обучения (170 слов) — две большие разницы. В этом тексте имеется около ста позиций (трудности, провокации), включая пунктуацию (которая отсутствует в тексте до обучения)-то есть в нем можно сделать около ста ошибок.

Уметь и знать — далеко не одно и то же. Здесь расходятся задачи ШП (школьной программы) и программы «БЕЗ ПРАВИЛ». Все стратегии ШП направлены на то, чтобы знать, а курс «БЕЗ ПРАВИЛ» — на то, чтобы уметь.

SpbKurs.ru — все курсы Петербурга