Вопросы о методике, теоретических и практических основах обучения
На чем основана ваша методика? Как можно стать грамотным за курс в 10 занятий?
Если объяснять кратко — большинство «трудных» позиций в русском языке надуманы. Традиционная грамматика, изучаемая в школе, не борется с трудностями в правописании, а, напротив, только создает их. Школьная терминология и «правила» (вместе с бесчисленными «исключениями»), имея очень сложную структуру, запомнить которую фактически невозможно, только запутывают учащихся. Огромное количество «трудных» слов объявлены «словарными» и их предлагается тупо учить по словарю, что также абсолютно бесполезно и невозможно. Это лишь краткий перечень несовершенств школьной программы.
В нашей методике показывается, что в подавляющем большинстве «сложных» случаев орфографии и пунктуации на самом деле никаких сложностей нет. Для тех же случаев, где трудность действительно есть, предусмотрена система простых в усвоении алгоритмов, свободных от «исключений», сложных терминологий и т. д.
Занятия строятся по следующей четырехпозиционной схеме:
- показывается, где трудность надумана, а где она действительно есть;
- дается алгоритм, решающий эту трудность;
- даются устные тренинги для закрепления алгоритма;
- в качестве домашнего задания даются письменные тренинги на закрепление алгоритма.
По данной схеме решаются все сложные моменты русского правописания — включая как орфографию, так и пунктуацию.
Это — наиболее сжатое объяснение. Подробно и конкретно о методике и алгоритмах вы можете узнать, ознакомившись с материалами сайта, книгой «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» и, конечно же, на личной консультации в Школе грамотности.
Нужно ли для того, чтобы обучаться в вашей школе, знать правила и термины школьной нормативной грамматики?
По интернету ходит неизвестно кем запущенная дезинформация, что Школа грамотности Романовых помогает только тем, кто назубок знает школьные правила. Это полная чушь. Как уже писалось выше, вся программа Школы основана на отказе от школьных правил. Чем меньше поступивший к нам ученик ими загружен, тем лучше для него.
Единственное, что требуется от поступившего к нам ученика -это отличать глагол от остальных частей речи. За всю нашу практику мы не помним ни одного случая, чтобы у кого-то возникли с этим проблемы.
Насколько длителен результат после прохождения курсов? Я слышал, что через некоторое время эффект от ваших курсов «теряется».
Это еще один распространенный миф о нашей методике. Появился он, видимо, по трем причинам:
- В Школе грамотности существуют разные ступени обучения (подробнее — в разделе «Учебные программы»). Естественно, нелепо было бы ожидать того, что ученик, прошедший вторую ступень обучения в 7-ом классе, будет успешно решать все поставленные перед ним задачи вплоть до окончания школы. В 9-ом классе следует пойти на следующую ступень обучения. Базовый курс (последняя ступень), пройденный в 10–11 классах, в идеале не требует никакого дальнейшего закрепления и держится пожизненно. При условии, конечно, если человек пользуется данными ему алгоритмами.
- Еще раз повторим — одним из постулатов нашей программы является отказ от школьных правил. Поэтому если ученик, пройдя наш курс, перестает в школе пользоваться данными ему алгоритмами и начинает вновь пытаться следовать школьной нормативной грамматике, то результат, естественно, может свестись к нулю. Для того, чтобы от методики был эффект, ею надо пользоваться.
- Быть может, те, кто утверждают, что эффект от курсов вскоре теряется, учились по поддельной методике? В городе действует много имитаторов Школы грамотности Романовых и просто неумелых преподавателей, пытающихся нелегально использовать отрывочные элементы нашей методики. Естественно, никаких гарантий результата они дать не могут. Напомним, что единственной гарантией подлинности методики — а значит и гарантией результата — является личная консультация у Натальи Романовой.
Ваша методика требует полного отказа от школьных правил. Однако учителя в школе требуют, в том числе, наизусть рассказывать правила на уроках. Что же делать?
Предлагаем вам определиться с приоритетами, подумайте сами. Что для вас важнее — сиюминутно угодить учителю или научиться грамотно писать и сдать экзамен? Пользуясь школьными правилами и программами, решить проблемы с правописанием нельзя. Впрочем, уже то, что вы проявили интерес к Школе грамотности Романовых, свидетельствует о том, что вы начали замечать и понимать, что традиционными школьными методиками решить ваши проблемы невозможно.
Учащимся мы можем только предложить простейший совет — выучил правило, ответил на уроке, тут же забыл. И не вздумай этим правилом пользоваться.
Обучение в школе — это всего лишь один из периодов жизни. А методика Натальи Романовой может помочь в любой период — и школьнику, и студенту, и взрослому.
Вы утверждаете, что ваша методика позволяет подготовиться к новым тестовым экзаменам — ЕГЭ и ОГЭ. Но ведь они основаны на твердом знании школьной нормативной терминологии и правил, а вы предлагаете от них отказаться. Как же быть?
То, что новые тестовые экзамены полностью основаны на знании нормативной грамматики — это популярное заблуждение. Рассмотрим вопросы, содержащиеся в тестах, поподробней. Вопросы из части «А» не требуют знания терминологии. В них требуется, грубо говоря, правильно вставить пропущенные буквы или расставить запятые. Всему этому наши учащиеся обучаются в процессе прохождения базового курса. Часть «С» (так называемое «изложение») требует всего лишь умения грамотно строить фразу (это также входит в базовый курс) и минимального количества орфографических и пунктуационных ошибок.
Единственная часть, где знание нормативной грамматики действительно требуется — это часть «B». Однако, чтобы справиться с ней, вовсе не надо зубрить всю школьную программу от начала до конца. Для подготовки к части «B» в нашей программе предусмотрены три дополнительных к базовому курсу занятия, которые мы проводим буквально накануне экзаменов — в мае каждого года. После прохождения этих трех занятий учащийся, прошедший также базовый курс, абсолютно готов к сдаче тестового экзамена.
У моего ребенка — учащегося 6-го
класса — дисграфия. Ваша школа может помочь?
Если у ребенка 10–13 (иногда и 14–15) лет есть проблемы с «русским языком» и они постоянны — это и есть подростковая дисграфия. Никакой «просто безграмотности» в природе нет. Дисграфия — это не логопедия (как считают некоторые учителя и логопеды), а общая незрелость центральных речевых систем (сюда входит память и внимание, рукодвигательный и зрительный контроль и многое другое). Все это давно нам известно, поэтому все подростки-дисграфики — это как раз наша аудитория, школьные правила при дисграфии не помогают, а наши программы работают уже на 4-й день обучения.
Имеет ли ваша методика отношение к НЛП, гипнозу, эффекту 25 кадра и т. д.?
Нет, наша методика к НЛП никакого отношения не имеет. Она основана на внутренних законах языка, которые подчиняются алгоритмам. Чтобы пользоваться алгоритмом, нужна осознанная, разумная деятельность и соблюдение точного порядка действий.
А курс для чтения у вас есть?
Мы могли бы легко его сделать, чтобы привлечь еще какую-то часть учеников. Возможно, мы так и поступим (если такой спрос оправдает наши усилия). Но если серьезно, спецкурс по чтению в нашей программе — лишний. Обучение в программе «БЕЗ ПРАВИЛ» и так включает в себя все необходимые тренинги для развития слухо-речевой и зрительной оперативной активности, развивает и укрепляет внимание, контроль, делает устойчивой память. А это как раз и есть все те составляющие, которые необходимы для того, чтобы быстро читать.
То есть курс обучения письму автоматически улучшает и качество чтения.
Почему в государственных школах не преподают по вашей методике?
Наталья Романова: Потому что в этом не заинтересованы ни школа, ни я. Школа — самый отсталый, устаревший и неповоротливый социальный механизм. Туда надо 11 лет ходить каждый день. Все эти годы тебя надо ежедневно чем-то занять. Куда деть миллионы учителей «русского языка»? Куда деть все эти учебники и чем займутся «ученые» — им же надо каждый год «улучшать» программу, разрабатывать новые проекты — интересно было бы узнать, сколько человек были заняты в разработке ЕГЭ.
Кроме того — что интересно — я бы ни за что не отдала эту программу, которая делает людей свободными и независимыми, в руки школы. Государственная школа в любом ее виде — это аппарат насилия. Наша программа как раз и создавалась как альтернатива школе и так называемому «русскому языку». Школам до меня, слава богу, нет дела, а вот я по отношению к ним занимаю самую непримиримую позицию.
А можно ли самостоятельно — заочно — научиться грамотности по вашей программе?
Нет. Эта программа эффективно работает только вживую.
Сами алгоритмы имеются в распоряжении многих учителей (из конспектов учащихся), но пользоваться ими они не могут. Каждый алгоритм закрепляется специальными тренингами, без которых он не действует. Кроме того, имеется система «Правильное поведение при письме» (ПППП), которая формируется в момент обучения под наблюдением и контролем преподавателя.
Связана ли повальная безграмотность учеников с тем, что они мало читают? А также с безобразным искажением слов в SMS и интернет-переписке?
Нет! Среди старшеклассников есть люди, которые очень много читают, но при этом они дисграфики. Это одно из обывательских заблуждений: чем больше чиатешь, тем ты грамотней. Ничуть не бывало! И «зрительная память» тут ни при чем.
Письмо — сложный психомоторный акт, где главную роль играет слухоречевая активность и оперативное внимание, то есть устойчивость речевых систем. «Безобразные» искажения слов — такая же обывательская глупость и напрасные опасения. Если ты сознательно исказил слово — стало быть, ты в курсе, каково оно на самом деле. «Сетевой» язык не признает грамматики, потому что это — другой язык — без грамматики. Возможно, через какое-то время он легально станет таким. Все эти ахи-охи «за чистоту языка» и социальные меры — ханжество, не способное ничего изменить. Языком не может управлять правительство, депутаты и ректор университета. Он живет самостоятельно — и это не зависит ни от чьего волеизъявления.
Все перечисленное в вопросе к истинным причинам безграмотности не имеет никакого отношения. Причина только одна — незрелость речевых систем и общая неустойчивость нейропсихологического статуса у подростков-то есть, собственно, дисграфия.
Решает ли методика такую проблему, как плохой почерк?
Нет. Изменение строения почерка не является нашей задачей. Зато значительно увеличивается скорость письма и скорость принятия решений. Умение сразу, без промедления сделать правильный выбор в момент письма — вот наша главная задача. На это как раз и направлены тренинги в обучении «БЕЗ ПРАВИЛ». В век новых технологий не до каллиграфии. Пора уже мыслить новыми категориями: все к тому идет. В сдаче ЕГЭ, решении олимпиад и тестов почерк ничего не решает. Как и в дальнейшей жизни тоже.
А вы всех принимаете на обучение в программу «БЕЗ ПРАВИЛ» или же бывают ограничения? Какие именно?
В программу «БЕЗ ПРАВИЛ» не принимаются носители других языков, кроме русского. Надо, чтобы человек не только умел говорить по-русски, но и думал по-русски.
Не принимаются (это выявляется по результатам тестирования на консультации) ребята, которые пока не могут получить того результата, какого нам хотелось бы. К сожалению, хоть и редко, но случается, что ученик пока не может быть принят на курс. Если, предположим, незадолго до того он перенес черепно-мозговую травму (сотрясение) или нейроинфекцию (грипп с осложнением; менингит; энцефальную инфекцию). Для этого и проводится консультация — чтобы спрогнозировать результат обучения. Также препятствием для занятий может послужить тяжёлое нарушение психики ученика.
Моя внучка вот уже третий раз пошла учиться в Школу Грамотности. Первый раз — в 5-м классе, еще раз — в 8-м, а сейчас она пока что в 10-м, но говорит, что хочет заранее подтянуться — до ЕГЭ. Разве одного раза мало?
Может быть, вы думаете, что человек в 10 лет и в 16 готов думать и принимать решения одинаково? Перед десятилетним стоят одни задачи, а перед девушкой в 16 лет — совершенно другие. И курс «БЕЗ ПРАВИЛ» — тоже не пачка печенья. Это разные программы с учетом возможностей человека в разный период его жизни. Более того: в Школе грамотности идеально построенное обучение — это такое, как у вашей внучки. 1-я ступень — 5–6 класс (снизить количество ошибок); 2-я ступень — 7–8 класс (свести к минимуму остаток ошибок); 3-я ступень, базовый — 9–11 класс (готовность к ЕГЭ + полная, безусловная грамотность).
Организационные вопросы (о расписании, распорядке обучения и т. д.)
Из скольких занятий состоит курс? Какова продолжительность занятий?
Все типы наших курсов состоят из 10 занятий по полтора астрономических часа.
Мой ребенок чрезвычайно загружен учебой в школе, а также посещает различные секции, курсы и кружки. Какое вы можете предложить расписание?
Школа грамотности Романовых — учреждение дополнительного образования и, естественно, наше расписание построено так, чтобы исключить какие-либо накладки с обучением в общеобразовательной школе.
В учебный год мы предлагаем следующее расписание — для старших и средних школьников три занятия в неделю: вечером в субботу, утром в воскресенье и вечером в один будний день на неделе. Для младших школьников — три занятия в неделю: два будних дня вечером и вечером в воскресенье. Таким образом, полный курс занимает немногим больше трех недель.
Также существуют занятия во время школьных каникул. В каникулы учащиеся занимаются каждый день. Если десятидневный курс полностью не укладывается в каникулы, то оставшиеся занятия проводятся в выходные следующей недели после каникул. Естественно, есть занятия и во время летних каникул.
Мы всегда идем навстречу нашим учащимся и на консультации поможем подобрать расписание, устраивающее вас. Расписание курсов на ближайшие несколько месяцев вы можете оперативно узнать по нашему телефону +7-812-924-48-52
Когда обучаться эффективнее — параллельно с занятиями в общеобразовательной школе или во время школьных каникул?
Эффект методики не зависит от расписания занятий. Выбирайте то расписание, которое вам удобнее.
Почему занятия проводятся в группах, а не индивидуально? Сколько обычно человек в группе?
Потому что наша методика рассчитана на групповое восприятие и групповую работу. Есть в этом и ряд других преимуществ, в частности, более слабый ученик в группе начинает «подтягиваться» за остальными и вскоре «выравнивается» в своих результатах с остальными участниками учебного процесса. Индивидуальные занятия же, напротив, не приносят ощутимой пользы.
В наших группах ровно столько учащихся, сколько нужно для максимально эффективной работы. В старших и средних группах — как правило, 8–12 человек. В младших группах — не более 5–6.
Есть ли в вашей школе индивидуальные занятия?
Еще раз повторим, что индивидуальные занятия по своей природе вообще малоэффективны и потому крайне нежелательны. Тем не менее, мы понимаем, что бывают исключительные случаи, когда групповые занятия для ученика невозможны в принципе. Все вопросы о возможности индивидуальных занятий решаются в частном порядке на консультации. Просим иметь в виду, что последнее слово в обсуждении условий подобных занятий всегда остается за преподавателем.
Допустимо ли посещение занятий родителями?
В средних и старших курсовых программах («База» и «Идеальная грамотность») оно допустимо только в качестве ученика. Родителю нужно заплатить за своё обучение (предусмотрены специальные скидки), заниматься наравне с остальными учениками, вести конспект, выполнять домашнее задание. Только такая форма посещения в данном случае исключает проявления излишнего контроля, чувства неудобства и выработке «паразитарной» позиции в отношении ученика. Мы рекомендуем родителям заниматься вместе со школьниками. Вы сможете не только помогать ученику в освоении программы, но и избавитесь от ошибок сами. Также совместное обучение способствует выработке нового качества отношений с учеником — не контроля, но сотрудничества.
На спецкурсе «Антидисграфия» (для учеников 8-11 лет) присутствие родителей на занятиях не только допустимо, но и желательно. Ряд тем на этих занятиях дается как раз для них, для того, чтобы родители учащихся знали, в какую сторону следует двигаться и каких ошибок не следует допускать при школьном обучении. Мы настоятельно рекомендуем посещать эти занятия одному из родителей — это входит в стоимость курса.
Как быть, если ученик пропустил одно или несколько занятий по болезни или другой уважительной причине?
Мы понимаем, что такое возможно. В этом случае действует простая схема — если учащийся пропустил не более двух занятий, то он продолжает заниматься в той же группе. Одно или два пропущенных занятия он, во-первых, частично возмещает, прочитав соответствующие параграфы книги «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей», во-вторых, посещает эти занятия со следующей группой в этом учебном году. Если учащийся пропускает более двух занятий, то обучение в текущей группе прекращается и возобновляется со следующей группой в этом учебном году, начиная с первого пропущенного занятия. При соблюдении данной схемы результат от обучения никоим образом не страдает.
Единственное занятие, которое нельзя пропускать ни под каким предлогом — это занятие № 2!!! Так как оно является установочным, на нем дается краеугольная тема курса — «Границы слов». В случае пропуска занятия № 2 дальнейшее обучение в текущей группе является практически бессмысленным, и мы настоятельно рекомендуем учащемуся заново начать обучение в следующей группе в этом учебном году.
Как вы контролируете добросовестность работы учеников на занятиях и выполнение учениками домашних заданий?
Как правило, проблем с добросовестностью работы учеников на занятиях не возникает. Наши занятия отличаются от привычных школьных, обучение проходит в крайне позитивном, увлекательном и результативном ключе. Все возможные сложности регулируются преподавателем непосредственно во время занятий.
Единственной, увы, часто встречающейся проблемой являются опоздания на занятия. Хотим обратить ваше внимание — опоздание даже на пять минут абсолютно недопустимо! И дело тут не в жестком распорядке, а в том, что важные темы начинают даваться с первых минут занятий. Опоздавшему ученику порой сложно встроиться в занятие.
С домашними заданиями тоже проблем, как правило, не возникает. Ведь это не уроки в общеобразовательной школе, здесь важно не отсутствие ошибок (такого на первых периодах обучения быть не может), а усвоение алгоритмов и настроенность на результат. Тем не менее, изредка бывают прецеденты невыполнения домашних заданий — по причине лени и отсутствия ответственности, а не непонимания материала.
В случае злостного невыполнения домашних заданий (более двух) либо злостных опозданий на занятия (также более двух раз), родителям ученика выносится однократное предупреждение с просьбой обратить внимание на его дисциплину. В том случае, если невыполнение заданий и (или) опоздания повторяются, Школа грамотности полностью снимает с себя ответственность за результаты обучения. Повторных предупреждений при этом не производится. Мы — образовательное, а не воспитательное учреждение, и предполагаем, что учащийся, приходящий к нам заниматься, имеет сильную и четкую мотивацию к этому. Заставлять кого-то учиться насильно мы не собираемся.
Нужно ли мне контролировать процесс обучения ребенка в Школе грамотности, как-то помогать ему делать задания?
Нет. Лучше всего родителям во время обучения предельно дистанцироваться. Проявлять интерес (если, конечно, таковой у вас есть) — это пожалуйста. Пусть он вам расскажет, как все происходит, поделится новыми открытиями, даже продемонстрирует алгоритм, которому научился. Но только тогда, когда он сам изъявит такое желание. Ему самому, прежде всего, это будет полезно: если кому-то объясняешь то, что сам уже понял, качество усвоения удваивается, приобретая как бы еще одно — зеркальное — отображение: на занятиях он воспринимает, а тут — наоборот — он сам как бы учитель, а вы — воспринимаете. Такое надо только приветствовать.
Но вот насильно заставлять его это делать категорически запрещается. Принуждению и диктату не должно быть места в обучении. Вы сами увидите, в каком он настроении делает задания, идет на занятия, возвращается. Как он меняется, наконец. Наблюдайте — вот все, что вы можете. Не более того.
Надо ли после обучения поддерживать результат?
Не проявляйте излишней озабоченности. Одна мама, например, усадила сына (11 класс) за том Льва Толстого: давай, переписывай, закрепляй. Через полгода у парня после такой тупой работы полностью стерлась матрица правильного поведения при письме (ПППП) и началась гиперкинезия. И он снова влился в наши ряды — с нуля.
Искусственно поддерживать результат не надо. У учащихся в школе и без Льва Толстого хватает всякой писанины: конспекты, черновики, разная текучка. Вот там он будет автоматически «поддерживать результат»: видеть позиции, делать правильный выбор, делать text-control (моторная реакция на знакомые позиции). Всему этому он научится на занятиях. Механизм автоматического внимания к тому же теперь будет работать и во время чтения любого текста (хоть учебник по зоологии). Так что ответ однозначный — не надо ничего специально поддерживать.
Возможно ли удаленное обучение по вашей методике через Интернет, по скайпу (в формате вебинара и т. д.)? Можно ли купить у вас аудио- или видеокурс?
Мы разработали дистанционный курс, который подходит для старших школьников и взрослых. Дистанционное обучение младших школьников по программе «Антидисграфия», к сожалению, пока невозможно. Индивидуальные или групповые задания по видеосвязи нами не проводятся (в данном формате невозможен контроль за выработкой правильного стереотипа письма).
Прочие вопросы (о подлинности методики, филиалах и т. д.)
В Интернете я нашел немало объявлений Школы грамотности Романовых с другими телефонами, ссылками на другие сайты и пр. Как не нарваться на подделку?
К сожалению, случаи нелегального использования отрывочных элементов методики Натальи Романовой и попытки выдать подобные курсы за настоящие достаточно частотны. Увы, законодательство нашей страны не столь совершенно, и мы пока не можем эффективно пресечь подобные действия. В городе работают репетиторы, неумело использующие ряд алгоритмов нашей программы. Существуют и несколько преподавателей, прошедших мастер-классы у Натальи Романовой на самой заре основания Школы (в начале 1990-х годов). Главное, что следует помнить — все они пользуются, во-первых неструктурированными, а во-вторых, устаревшими методиками. Разница между методикой, использовавшейся в начале 1990-х годов, и методикой конца 2000-х, по которой сейчас преподает ее автор, Наталья Романова, огромна, она сравнима с разницей в мощности компьютеров, выпускавшихся в 90-е и 00-е соответственно. Ни один из этих преподавателей не в состоянии подготовить к относительно недавно введенным ЕГЭ или ОГЭ, что бы он сам ни утверждал. Поэтому помните, что пользоваться услугами любых других учреждений, выдающих себя за Школу грамотности Романовых (какими бы «официальными» вывесками они ни прикрывались), во-первых, аморально и неэтично (примерно как покупать заведомо краденые вещи), а во-вторых — и это главное — совершенно непредсказуемо по результатам (примерно как идти делать сложную операцию к неквалифицированному врачу). Сделайте правильный выбор и постарайтесь помочь, а не навредить своим детям. Напомним еще раз, что единственной гарантией подлинности курса — а, значит, и результата, является личная консультация у автора методики — Натальи Романовой, а также возможность на консультации ознакомиться с ее книгой «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей».
Есть ли у Школы грамотности лицензия?
Согласно «Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 277 „Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности“», индивидуальная трудовая педагогическая деятельность (под которую юридически попадает наша деятельность) не подлежит лицензированию. То есть у нас ее и не должно быть. Если кто-то пытается выдать себя за представителя Школы грамотности Романовых и предъявляет вам какие-то неведомые лицензии, то это должно вас насторожить.
Есть ли у вас филиалы в других городах?
Увы, пока нет. За время работы Школы грамотности у нас обучалось огромное количество иногородних учеников, но все они приезжали в Санкт-Петербург на каникулах — специально, чтобы обучаться у нас.
Однако мы открыты для предложений об организации выездных курсов или филиалов в вашем городе. Пишите нам на электронную почту romanova-school@yandex.ru
Чтобы сэкономить ваше и наше время, отметим — учитывайте, что ваше предложение должно быть финансово интересно не только вам, но и нам, предлагайте адекватные условия.
Актуальные даты выездных курсов можно найти в разделе «Расписание».