Школа грамотности Романовых с 1992 г. предлагает эффективные курсы русского языка для учащихся всех возрастов. Мы знаем, как надо строить обучение, чтобы добиться наилучшего результата. Однако в этой статье речь пойдет о том, как НЕ НАДО заниматься, о типичных ошибках, которые делают родители неуспевающих учащихся, пытаясь помочь им улучшить грамотность.
Прежде всего, надо понимать, что учащиеся делают ошибки по двум причинам. Первая из них – это подростковая дисграфия (незрелость речевых систем). Это не болезнь, а одна из особенностей в развитии человека. По мере взросления ребенка незрелость речевых систем постепенно компенсируется и к завершению полового созревания, как правило, полностью сходит на нет. Однако учеба в школе у таких ребят приходится именно на период некомпенсированной дисграфии. Результат – нелепые ошибки на письме, «невнимательность», неусвоение простых грамматических позиций и, как следствие, двойки по русскому языку в школе. К сожалению, большинство школьных учителей имеет о дисграфии лишь поверхностное представление и не понимает, что «наказания» двойками и дополнительные нагрузки в отношении таких учащихся неуместны.
Учителя часто рекомендуют дополнительные занятия (переписывание текстов, заучивание слов по словарю, упражнения впридачу к домашнему заданию). Вниманию родителей (особенно это касается младших классов) – всеми силами избегайте подобных ненормированных нагрузок! И тем более не становитесь инициаторами подобных упражнений сами. Такие занятия в лучшем случае не принесут никакого результата, в худшем могут вызвать различные неврологические нарушения.
В тех случаях, когда у учителей полностью отсутствует понимание причин неуспеваемости ребенка (говоря проще, его «заваливают двойками»), Школа грамотности Романовых, всесторонне обследуя характер письма учащегося, составит заключение для школы, где будут содержаться рекомендации по проведению более мягкой оценочной политики по отношению к ученику. В совокупности с повышением успеваемости после прохождения наших курсов русского языка эта мера помогает сгладить возможные конфликты и наладить контакт с педагогом.
Задания по бессистемному переписыванию текста любят задавать и учителя старших классов. Нередко на консультации родители учеников рассказывают что-нибудь вроде «учительница нам сказала – вот возьми и переписывай летом главы «Войны и мира», тогда и станешь грамотным». Надо ли говорить, что подобные советы лучше пропустить мимо ушей. Прежде всего по той причине, что художественные тексты никак вообще не предназначены для грамматических целей. Тупое переписывание или письмо под диктовку не повысят грамотность, а приведут к срывам нервной системы. Следует отметить, что в Школе грамотности Романовых используются специально составленные для учебных нужд тексты, а не отрывки из классической литературы.
Еще один распространенный совет горе-учителей: «Надо больше читать! Ваш ребенок неграмотный, потому что он мало читает!». То, что грамотность как-то зависит от объема прочитанных книг – распространенное и вредное заблуждение. Напротив, здесь есть обратная зависимость – нередко учащиеся мало и неохотно читают потому, что у дисграфиков при чтении в коре головного мозга происходят те же процессы, что и при письме – быстрая вытормаживаемость, непонимание прочитанного и усталость. Эти явления исчезнут сами собой, когда стабилизируется нейрофизиология подростка. Читать, разумеется, нужно, но то, что интересно самому ученику и не причиняет ему мучений – для расширения кругозора. К практической грамотности это не имеет никакого отношения.
Вторая причина хронической безграмотности, которая в полную силу начинает проявлять себя в средних и старших классах – это результат зубрежки и попыток применения школьных правил русского языка. Это может показаться парадоксальным, но школьный корпус правил не только не помогает писать грамотно в силу своей колоссальной перегруженности, неструктурированности и неусвояемости. Он также содержит ряд вредных исключений и неработающих проверок (так называемых «вирусов»), которые при попытке применения приводят к ошибке. Подробнее об этом вы можете прочитать в книге Натальи Романовой «Идеальная грамотность. Русский язык без правил». Опора на правила не может помочь учащемуся писать грамотно, тем более, если он дисграфик.
В результате одной из самых вредоносных практик, повсевместно применяемых в надежде справиться с безграмотностью, являются занятия с репетитором по русскому языку. Мало того, что репетитор работает в рамках той же неповоротливой школьной программы. Ко всему прочему, занятия «один на один» являются чрезвычайно изматывающими как для самого преподавателя, так и для ученика. Результат такого обучения стремится к нулю и, ко всему прочему, развивает у учащегося паразитарное мышление. Узнать больше о бессмысленности репетиторских занятий вы можете из статьи «Три тезиса против репетиторов».
Итак, подытожим – чего НЕЛЬЗЯ делать родителям учащихся, испытывающих трудности с русским языком:
— строго запрещены дополнительные ненормированные занятия (диктовки, переписывание текста, дополнительные упражнения, заучивание слов по словарю).
— не стоит заставлять школьника читать «из-под палки» (мало того, что эффект будет равен нулю, вы можете путем психологического давления отбить у него интерес к чтению на долгие годы).
— совершенно неэффективной практикой являются репетиторские занятия, в подавляющем большинстве случаев это является пустой тратой времени и к тому же формирует паразитарную модель мышления.
Школа грамотности Романовых предлагает курсы русского языка для школьников всех возрастов. Мы эффективно решаем проблемы с русским языком (в программу для старших школьников также включен курс подготовки к ЕГЭ и ГИА) Наши занятия не имеют ничего общего со скучной школьной рутиной и, самое главное, нацелены на конкретный результат. Мы знаем истинные причины детской и подростковой безграмотности и знаем, как с ними нужно бороться.
Записаться на консультацию и задать любые интересующие вас вопросы вы можете по телефонам г. Санкт-Петербург 924-48-52