Одним из основополагающих элементов нашей методики является отказ от школьных правил русского языка. И если сами учащиеся встречают эту установку с воодушевлением, то у их родителей зачастую возникает недоумение – «как вообще можно выучить русский язык без правил»? Итак, объясним, почему Школа грамотности Романовых работает без правил.
Более чем двадцатилетние наблюдения над письмом школьников показали, что основные ошибки учащихся можно условно разделить на две группы. Первая – наиболее злокачественная группа ошибок – имеет в своей причине подростковую дисграфию (незрелость речевых систем) и ее последствия. Это а) ошибки на «границы слов» (такие как «ушел на долго», «двигаться в перед», «не хороший человек», «ни как не получается» и т. д.), б) так называемые «квазиграмматизмы» или «кваги» («педжак», «плокат», «правельный», «диковенный» и т. д.). Такие ошибки наиболее частотны и являются основной головной болью всех учащихся, испытывающих трудности с русским языком. Школьные методики обучения русскому языку абсолютно не в состоянии помочь справиться с этими проблемами – так как составлены без их учета. В первом случае в школьной программе имеет место вредоносный параллелизм «слитно-раздельно» (при том, что ошибок типа «положил настол», «налил вчашку» не бывает – наши многолетние наблюдения доказывают это), во втором предлагается «заучивать» абсолютно все трудные, «словарные» слова по словарю. Школа грамотности Романовых взамен невнятных и абсолютно неприменимых на практике школьных установок предлагает простые алгоритмы, помогающие принять правильное решение непосредственно в момент письма. Концепция Русский язык без правил основана не на зубрежке теории, а на выработке навыка автоматического письма без ошибок.
Вторая группа ошибок – «грамматические» ошибки на такие темы как «о/ё после шипящих», «н/нн» и т. д. Такие ошибки менее частотны, чем представители первой группы, однако тоже порядочно отравляют жизнь школьников и мешают получению хорошей оценки по русскому языку. Причина этих трудностей очевидна – громоздкая система школьных правил на эти темы совершенно не усваивается учащимися. Сложная терминология, масса «исключений», невнятность изложения на уроке и в учебнике приводят к тому, что в голове у школьника «оседают» фрагментарные элементы правил, применение которых приводит к ошибке. Наблюдения показывают, что, например, абсолютно все знают три слова-исключения «стеклянный, оловянный, деревянный», но очень мало кто помнит соответствующее правило на «н/нн». Результатом становятся ошибки типа «серебрянный», «кожанный». Так называемые «исключения» вообще очень прочно отпечатываются в памяти, но на письме это отражается только негативно, поэтому в нашей программе они именуются не иначе, как «вирусы». К этому же типу ошибок можно отнести и многие проблемы с пунктуацией. Например, школьное правило на «причастный оборот» очень сложно применимо в ситуации реального письма, неверное его применение зачастую порождает ошибку. Школа грамотности Романовых отказывается от сложных и громоздких правил в пользу простых алгоритмов, целью которых является практическое письмо. Мы не «грузим» ученика длинными параграфами с бесполезной информацией, а работаем над конкретными задачами.
Часто нам задают вопрос – а как же быть с тем фактом, что школьные учителя требуют устного пересказа корпуса правил на уроке? Ответ однозначный – выучил, ответил, забыл. И не вздумай пытаться применить школьные правила на практике. То, что вы заинтересовались нашей методикой, уже доказывает, что попытки писать «по школьным правилам» не приносят положительного результата. Программа Русский язык без правил, разработанная Натальей Романовой – это единственный способ в короткий срок достигнуть высоких результатов на письме и, соответственно, высоких оценок в школе и на экзаменах.