Записывайтесь на консультацию по русскому языку:
г. Санкт-Петербург 924-48-52

Народные мифы и правда о Школе грамотности

10 февраля 2012 г. Наталья Романова RSS
Статьи » Мифы и правда
  • в Школу грамотности не берут тех, кто правил не знает…
  • результаты очень быстро испаряются…
  • наш учился в 3 классе, сейчас в 9 — одни двойки: не помогло…
  • все от преподавателя зависит…
  • это для раскрепощенных детей…
  • там гипнозом учат…

Главный источник народной мифологии — это женские интернет-форумы — сарафанное радио эпохи интернета. Там можно найти много интересного: как анекдотичных благоглупостей, так и амбициозных «мнений» из разряда «Рембрандта не читала, но скажу». Оттуда явствует, что в Санкт-Петербурге курсы английского языка держат два брата — Бенедикт и Денис Руновы, причем главный там — Бенедикт, он же ведет старшие классы, а Дениса можно нанять «к деткам помладше, чтоб домой ездил». На что одна из товарок шлет коммент, что, мол, и с Бенедиктом в случае чего можно договориться, все зависит от вознаграждения.

На этом же самом форуме я, холодея от ужаса, прочла и о себе нечто такое, что не пригрезится и в тяжелом бреду: что лично я сама себе являюсь собственной дочерью. «Учились два раза, очень понравилось. Оба раза попали в группу у метро „Площадь Восстания“. Занятия вела дочь автора методики, очень быстро нашла с детьми общий язык». И это пишет мама, которая сама лично как минимум дважды была у меня на консультации. Что уж тут говорить о тех, кто и сама ни разу не была, и дети не учились, только, как говорится, слышала звон. И ни для кого не новость, что как раз именно такие слухи в основном и заполняют различные форумы, на завалинках которых в свободное от хозяйства время и собираются доморощенные творительницы бродячей мифологии.

1 — в Школу грамотности не берут тех, кто правил не знает…

— Я своими ушами слышала, — заверяет подруг одна из мам, — как Романова на консультации сказала отцу девятиклассника: «Ваш сын не знает правил — ему не ко мне!» Хороша я была бы при этом со своим главным «кредо» и запретом: «Правилами пользоваться категорически запрещается!» И со своей книгой, которая так и называется: «Идеальная грамотность без правил и словарей».

Не поленюсь еще раз предельно точно обозначить следующее: мое глубокое убеждение как автора методики и действующего преподавателя собственной авторской программы: школьные правила (то есть правила нормативной русской грамматики) тормозят развитие природной грамотности человека, мешают ей и не дают ей развиться в соответствии с возрастом и личным опытом носителя языка. Учащемуся, который пришел в Школу грамотности, не надо знать школьных правил. Чем меньше он их знает — тем лучше. Программа «Без правил» построена на отрицании правил, а не на их повторении.

2 — результат есть, но ненадолго…

Одно из самых часто встречающихся на форумах «мнений». Замечу, что всегда оно начинается со слов «говорят, что…» или «я слышала, что…». Происхождение этих слухов с рациональной точки зрения объясняется тем, что обучение в Школе грамотности имеет 4 возрастных ступени: «Спецкурс» для младших школьников (1–4 кл.), «Филиппок» (5–6 классы), «Переходный» (7–8 классы) и «Базовый» курс для старшеклассников (9–11 классы).

— «Моя дочь ходила в эту школу в третьем классе», — пишет одна посетительница форума, — «пока занималась, успеваемость повысилась — с двойки на твердую тройку. После занятий даже четверки появились. Но ненадолго: года на два хватило. Сейчас она в 7 классе, и опять оценки — 2–3».

То есть, некоторые родители считают, что раз они, приведя сюда своего ребенка 8–9 лет, заплатили деньги за курс, то уж, будьте любезны, освободите их от проблем на всю жизнь. То есть, они, видимо, думают, что перед учащимся 3, 7 и 11 классов здесь ставят одни и те же задачи. Привела третьеклассницу — и вот уже до самых выпускных можно жить припеваючи — ведь ей же купили грамотность, как новую модель мобильника. И всего-то «на пару лет хватило», «а сейчас в 7 классе — и снова 2 и 3».

А потому что через 3–4 года эта модель уже не тянет: она устарела. Новую надо покупать — соответствовать времени. Я думаю, что этот пример более доступен для потребительского типа сознания, чем обстоятельные разъяснения очевидного. Могу еще проще проиллюстрировать ситуацию. Купила мама десятилетней дочке дорогое платье и удивляется, что через 3–4 года оно ей мало. А надо бы, чтобы, раз «уплочено» — на всю жизнь хватило.

Сверхзадача «грамотность на всю жизнь» ставится только перед учащимися базового курса (9–11 классы). Она успешно решается и подтверждается рядом контрольных тестов в период обучения. Уже на 3 ДО (день обучения) первый тест-контроль показывает учащемуся (и родителям), чему он научился и сколько именно позиций он держит под контролем (их около ста). На 6-ом ДО проверяется приобретенный «эффект корректора» (не только пишет без ошибок, но видит и правит разные системные ошибки в чужих текстах). И так далее. У старшеклассников (базовый курс) эффект идеальной грамотности сохраняется на всю жизнь и обучаться повторно не нужно. Но это не относится к учащимся трех первых ступеней обучения! Если ваш ребенок учился, будучи в 6-ом классе и ему «на пару лет хватило» — радуйтесь: это отличный результат. А дальше — идите на следующую ступень. Там — свои задачи.

И при этом вот что еще важно! Чтобы программа работала, пока учащиеся движутся к следующей ступени, они должны пользоваться всем тем, чему их здесь научили, а не хвататься опять за школьные правила, к которым их будут в школах всячески склонять.

3 — все от преподавателя зависит…

Еще одна народная коннотация, которая сразу выдает человека несведующего. В нашей школе программы для старших веду я, автор методики — Наталья Романова, а у младших школьников занятия ведет И. М. Зарецкий — и это две совершенно разные программы и специализации. И оба преподавателя здесь не могут быть взаимозаменяемы. Наталья Романова не может вести программу для младших школьников, а Игорь Зарецкий, соответственно, не будет вести курс «Идеальная грамотность» (вместе с подготовкой к ЕГЭ) у старших. Поэтому здесь, как вы понимаете, парадигма «преподаватель плохой-хороший» не действует вообще, так как у преподавателя отсутствует возможность маневра быть лучше или хуже себя самого.

4 — для раскрепощенных…

С удивлением прочитала еще и такой «отзыв» на форуме: «Вот все думаем, идти нам или нет. Говорят, что у Романовой — это для раскрепощенных детей».

Разумеется, и здесь главный тезис высказывания начинается все с тех же слов «говорят, что…». Непонятно вообще, как можно разделить детей на консультации на «более раскрепощенных» и «менее раскрепощенных»? Что, может быть, у нас на консультации проводится не тест на дисграфию и количество ошибок, а кастинг на раскрепощенность, что ли? А кто менее раскрепощенный-то, значит, кастинг не прошел — и свободен?

Любой подросток, которого родители привели на консультацию, выглядит сначала несколько скованно и смущенно. Что неудивительно: он давно привык к тому, что по русскому языку он плохо успевает, вот сейчас, наверное, наделает кучу ошибок, его, возможно, будут стыдить, а, может быть, даже и не примут. Никто на консультации не сидит, развалившись, за столом, всем своим видом демонстрируя свою «раскрепощенность». Когда же начинаются занятия, то тоже надо понимать: в незнакомом месте собирается группа незнакомых друг с другом подростков из разных школ и районов (некоторые из них — вообще приезжие из других городов), все они видят друг друга первый раз, а меня — во второй (так как они уже были на консультации).

Поэтому я сразу же делаю все от меня зависящее, чтобы все как можно быстрее справились со своей скованностью и неуверенностью и почувствовали себя спокойно и комфортно. И — вы представляете — так оно и происходит! И вы можете в этом убедиться, почитав отзывы учеников, где они все в один голос благодарят не только за грамотность и сами занятия, но и за незабываемую, в высшей степени легкую и доброжелательную атмосферу этих занятий. Очень раскрепощенную. Не напряженную и не травматическую. Это верно.

5 — там учат гипнозом и 25 кадром…

Эти слухи особенно активно распространялись в начале 90-х годов, на заре регистрации Школы как заведения нового типа («негосударственного учреждения дополнительного образования»). Мол, выходит преподаватель на сцену и начинает гипнотизировать. Эти слухи, видимо, возникли по следующим причинам. В начале 90-х занятия проходили в бывшем Дворце Пионеров (в Аничковом дворце) в актовом зале, и группы там были от 60 до 100 и более человек.

Занятия действительно проводились именно на таких аудиториях, но группы по возрасту и характеру ошибок были те же, что и теперь: 5–6, 7–8, 9–11 классы. И длились занятия столько же — по полтора часа. И моя программа была та же — но только намного хуже, чем сейчас: она тогда была более сложной, менее внятной, более громоздкой, — поэтому и усваивать ее в те времена было значительно труднее. Тем не менее от желающих быстро стать грамотными не было отбоя. Работа на больших аудиториях, безусловно, имеет свою специфику. Если этого не понимать и не обладать сильной личной харизмой, то ничего не получится.

Представьте себе полный зал подростков 14–16 лет в количестве 60 и более человек (старшая группа) или 12–13 лет (средняя группа). Все они из разных городских школ, все — далеко не отличники; в основном это как раз-таки двоечники-троечники, а у таких, как правило, в своих школах и с поведением имеются проблемы. Поэтому очень многим казалось невероятным: как же такую огромную аудиторию неуспевающих подростков трудного возраста можно было безо всякого труда и без видимых усилий удерживать все эти 10 занятий и не просто держать дисциплину, но ни на мгновение не терять их внимания. Все они в течение полуторачасового занятия напряженно и увлеченно работали, буквально ловили каждое слово и каждый день бежали на занятия как на праздник. Мало того: это обучение было результативным даже тогда, когда курс еще не был столь завершен и прост, как сейчас.

Вот тогда и стали распространяться слухи, что раз такого не бывает в обычных школах, значит что-то тут не так! Ну не может быть такого, чтобы столько двоечников собрать вместе и целых 1,5 — 2 часа заставить сидеть молча и работать, тем более заниматься «русским языком». Значит, не иначе — для того, чтобы они «сидели» — применяется гипноз, а раз они и не просто сидят, а еще и учатся и показывают результат (а все двоечники и на самом деле у себя в школе резко поднялись до четверок)-то, значит, применяется уже не только гипноз, а еще и «25-й кадр» (а еще ведь есть какое-то «НЛП»!). Тогда, в 90-е, эти темы были именно что на слуху — все слышали об этом, но никто толком не знал, что это такое.

Сейчас подобные разговоры прекратились, но нет-нет да и мелькнет еще где-нибудь (на тех же форумах) или на консультации вопрос о «25-м кадре». — Нет, отвечаю я, — не применяется в нашем обучении ни гипноз, ни 25-й кадр, — мы и сами не очень хорошо себе представляем, что это такое.

И групп по 120 человек у нас тоже давно нет — уже лет 15 как нет. Теперь у нас группы от 8 до 16 человек, а у младших вообще от 2 до 4 учащихся. И в обучении у нас не применяется никакого суггестивного насилия: наоборот, эта программа, отрицающая всяческое принуждение и диктат, делает человека свободным и уверенным в себе.

Вернуться на Главную ↑ Наверх

Для правильной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках браузера.